четверг, 11 августа 2011 г.

Маленький союз и большие отношения

Сейчас проповедую по 1-му Петра, и у меня сложилось ощущение, что в отношении ни одной другой книги я так много не размышлял о роли в тексте союзов “и” (хотя, конечно, статистикой не занимался).
Примечательный пример – 1 Пет. 3:7: “Также мужья, живите благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как и (ὡς καὶ) сонаследницам благодатной жизни...” Здесь много важных вопросов, просто сейчас хотелось обратить внимание на “и” (также можно перевести как “даже”). Синодальный и многие другие переводы просто игнорируют это слово. Однако оно, возможно, весьма значимо для понимания нюансов текста.
“Как сонаследницам" может обозначать причину или характер оказания “чести”, “как и сонаследницам” с большей вероятностью говорит о характере чести. Это честь, уместная в отношении “сонаследников”. Более того, при таком прочтении честь сонаследия предстаёт в качестве особой, чрезвычайно высокой чести.
По меньшей мере, это означает, что честь, оказываемая жене, не должна быть меньше ввиду её состояния “немощнейшего сосуда” – в отношении Божьего наследия она не хуже своего мужа. (Я здесь понимаю “благодатную жизнь” как явление эсхатологическое ввиду такого употребления понятия “наследие” в данном послании. Встречающаяся идея, что речь идет просто о супружеской жизни, кажется, хуже вписывается в широкий контекст.)
Однако, возможно, стоит сделать и ещё один шаг. Может ли описываемая жена быть неверующей? Обратите внимание, что в предыдущих параграфах данного раздела послания (начиная с 2:11) речь шла именно об отношениях с неверующим окружением (просто язычниками, правителями, господами, мужьями). Также примечательно изменение числа с единственного на множественное (“сосуд” - “сонасдедницы”). Аргументы не абсолютные, однако заставляют задуматься. Если допустить вполне жизненную возможность неверующей жены, то стих говорит о том, что любая жена, верующая и неверующая, духовная и не очень, послушная и вздорная, заслуживает “чести” не меньшей, чем верующие сестры церкви.
К сожалению, достаточно типично, когда неверующий человек, живущий с верующим, начинает чувствовать себя существом второго сорта. Верующий партнер может мечтать о духовном спутнике жизни, давая почувствовать супругу его неверие или недуховность и т.п. Приводит ли это к покаянию? Мягко говоря, не всегда. (Правда, и противоположное поведение тоже не всегда приводит к покаянию.)
Важно отметить, что я не пишу здесь об одобрении недолжного состояния другого человека перед Богом. Обратите внимание, что честь – это нечто являемое вообще всем людям (2:17), и в данном контексте она во многом связана с добрыми делами (ср. 2:12).
Итак, помимо всего прочего, пожалуй, данный стих говорит, что очень опасное дело для мужчины – размышлять: “Вот была бы моя жена вот такой...” Нужно спешить оказывать заботу той, которая есть, а то как бы не было “помехи молитвам”.
Вот такие идеи крутятся в связи с одним простым союзом.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Для мужчины всегда характерен образ, икона если хочешь, жены идеала в голове. Отсюда все беды в том числе и мои. видя другую мы попадаемся на крючок и начинаем сравнивать, чего делать категорически нельзя. сравнение начинает наш спуск вниз к похоти... а дальше ты в курсе...


Павел Тогобицкий
комментирует...

Да. Просто похоть довольно очевидное явление (хотя от этого не проще). А здесь я писал про сравнение с псевдоблагочестивыми мотивами ("вот была бы верующей..."), а в результате у жены только оскомина от христианства.

Анонимный комментирует...

Ну или типа если бы она меня любила, то я бы ух как.. Тебе не кажется что задача поставленная евангелием любить ближнего даже получая ненависть в ответ, кажется иногда утопичной...От этого руки иногда опускаются

Анонимный комментирует...

Спасибо за хорошие размышления! Рад, что вы начали вести блог! С вашего позволения, у себя в ЖЖ прорекламирую.

Отправить комментарий