суббота, 7 мая 2016 г.

Благословен наш Царь!

«Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» – восклицали ученики, входившие с Иисусом в Иерусалим. Впереди Иисуса ждало предательство, арест, суд, мучение, крестная смерть и воскресение. Однако это не отклонение в сторону, не набор трагических случайностей, но необходимый путь Царя. Его царское достоинство тесно связано с Его болью. Не видя эту связь, мы не поймём ни личность Царя, ни природу Царства, ни своё место в нём.
Иисус Христос – Царь. Царь, которому «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18), Царь, перед которым преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2:10), Царь, который ожидает, когда «враги Его будут положены в подножие ног Его» (Евр. 10:13). «Царь царей и Господь господствующих» (Отк. 19:16). Сегодня эти библейские слова звучат столь привычно, что мы зачастую и не задумываемся, почему Он заслуживает такую власть. Сам вопрос может показаться неуместным, даже кощунственным. В конце концов, Он Бог. Творению ли спрашивать своего Творца? И тем удивительнее, что Писание настойчиво предлагает ответ: именно уничижение, служение и страдание делают Иисуса достойным Царём.
В контексте ожидания Царства евангелисты рассказывают о спорах и даже конфликтах среди учеников Иисуса по поводу того, кто из них больше, и кому сидеть по правую и левую руку. Типичный ответ Иисуса звучит так:
Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10:42-45).
Две особенности Божьего Царства бросаются здесь в глаза. Во-первых, критерии величия прямо противопоставлены тем, что приняты в привычном нам мире. Не титул или положение, не сила или умение подчинять возвышают человека. Бог более всего ценит смиренное служение другим. Иерархия перевёрнута раз и на всегда.
Во-вторых, и Сам Иисус не делает для Себя исключений из законов Царства. Наоборот, Он указывает, что Его положение определяется Его служением и жертвой. В основе царского величия лежит удивительное смирение Властелина, отдающего жизнь за Своих подданных. В этом суть Царства, и её должен усвоить всякий, входящий в него.
Апостол Павел, объясняя Филиппийцам всю неуместность их соперничества и тщеславия (κενοδοξίαν, Фил. 2:3), предлагает им научиться у Иисуса Христа, который «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил (ἐκένωσεν) Себя, приняв образ раба» (2:6-7). Их путь – поиск пустой (κενός) славы. Его путь – «опустошение» того, что даёт подлинную славу, отказ от независимого использования Своих божественных качеств. И когда Он вновь обретает высочайшее положение, это происходит не произвольным образом. Сын Божий возвеличивается «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (2:8-9). Величие оказывается результатом пройденного пути.
Данная мысль неоднократно повторяется в Писании. Можно вспомнить пророческие слова о «Рабе», сказанные Богом ещё через пророка Исаию: «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:12). Это исполнилось в Иисусе.
Автор Послания к Евреям говорит: «…видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2:9). И вновь то же самое – величие как награда за уничижение, служение и страдание.
Апостол Иоанн, описывающий в книге Откровения данные ему Богом видения, рассказывает о некой книге, снятие печатей с которой подводит историю этого мира к концу. Он говорит, что снять эти печати может «достойный». Таким оказался лишь Иисус: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Отк. 5:5). Тут же звучит славословие небесных существ, в котором Его достоинство представлено, как основанное на Его искупительной жертве:
И когда Он взял книгу, четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши полные фимиама, которые суть молитвы святых. И они поют песнь новую, говоря: Достоин Ты взять книгу и открыть печати её, потому что Ты был заклан и искупил Богу кровью Твоею людей из всякого колена и языка и народа и племени (5:8-9, пер. п/р еп. Кассиана).
Тот факт, что Сын Божий помещён в систему заслуг, достоинств, вознаграждений, что Бог не просто суверенно решает, что имя Сына будет превыше всякого имени, но преподносит это как награду, может смутить. Появляются дурные идеи, что Иисус вовсе и не был воплощенным Богом, но то ли особым творением, то ли ангелом, то ли временным носителем божественного Логоса, то ли просто возвеличенным человеком. Подобных идей в истории было много; не мало их и сейчас. Конечно, у заблуждений есть и иные источники, однако не просто бывает смириться с мыслью, что обладающий божественным достоинством должен что-то «зарабатывать». Попытки решить эту проблему, разделив божественное и человеческое в Сыне Божьем, сказав что-то типа: Он должен был это сделать по человеческой природе, – помогают слабо. Возвеличивается и царствует не природа, но личность.
Возможно, стоит взглянуть на это с другой стороны и признать, что наше смущение может быть просто результатом испорченного восприятия. Мы слишком часто видим, что власть или сила означают произвол, что чем выше положение, тем больше стараются «урвать». Мы слишком привыкли к системе «я начальник – ты дурак», даже если и признаём её порочность. Нам трудно представить, что некто могущественный будет «играть по правилам», создавая проблемы себе там, где легко можно добиться цели просто отдав приказ. Мы переносим на Бога испорченную модель земной власти.
Однако Бог серьёзен в отношении иного устройства Его Царства. Царства основанного на служении. Царства, где Царь претерпел крест за нас.
Бог серьёзен в отношении граждан этого Царства. Для них необходимо преображение в образ Его Сына (Рим. 8:29) и причастность Его естеству (2 Пет. 1:4). Так что, если от подданных требуется смирение, значит и Царь должен явить смирение в Себе Самом. Смирение оказывается, прежде всего, божественным качеством, проявлением Его природы. Потому-то, смиряясь мы не предстаём «жалкими людишками» перед лицом некого «небесного деспота», как думают многие. Наоборот, мы уподобляемся Богу и приближаемся к Нему.
Поэтому нам и показано, что Иисус стал нашим Царём именно за Его послушание вплоть до смерти крестной, за Его искупительную жертву. Важно осознавать соответствие Царя и Царству, и гражданам Царства. В этом гармония Божьего замысла. Без такой гармонии старый страх произвола мог бы найти место в нашем сердце. Без неё труднее было бы надеяться и ходить Его путями.
Конечно, знание о кресте Христа, о цене Его крови, заплаченной за нас, уже даёт нам удивительную надежду. Но она становится глубже и полнее, когда мы понимаем, что Бог столь заинтересован в нас, что уподобляется нам, и уподобляет нас Себе. Он Сам «играет по правилам» того Царства, в которое призывает нас, и в котором выше оценивается служение в любви. Наша надежда становится твёрже, когда мы знаем, что Иисус «за претерпение смерти увенчан славою и честью» (Евр. 2:9), и что «надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу Вождя спасения их совершил через страдания, ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого» (Евр. 2:10-11). Власть Сына Божьего, принятая Им как результат уничижения, служения и страдания, – не повод усомниться в Его изначальном достоинстве, но повод проникнуться бόльшим доверием к Нему. Это повод понять, что мы действительно можем следовать за Ним, уподобляться Ему, оставаться с Ним вечно.
Понимание Божьего пути помогает формировать наше мировоззрение. Слишком часто мысль о том, что мы принадлежим всемогущему Богу, порождает ожидание некого фейерверка чудес. Он же всё может! Если Он любит Своих детей, пусть перекраивает ради нас все законы вселенной. И вдруг мы видим, что Он не просто не нарушает законы в отношении превознесения Своего единородного Сына, но утверждает и подтверждает их. Конечно, речь не об испорченных законах падшего мира, но о законах Царства. Однако нам важно рассмотреть целостность Божьих действий. «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43-44). Сын Божий прошёл этой дорогой. В подлинном следовании за Ним мечты о фокусах меркнут. Появляются мечты о собственном сердце, преображённом настолько, что ценит служение и даже страдание со Христом как благо.
В служении другим людям отображается Царство нашего Бога. В служении мы сами уподобляемся Царю. В служении, глядя на крест, мы с бόльшим пониманием восклицаем: «Благословен наш Царь!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий