среда, 30 марта 2016 г.

Зачем моё освящение ангелам и людям?

Фрагмент фрески VI в.
в Соборе Святой Софии
(Константинополь)
В любом деле важно видеть цель. Особенно если это дело требует многих усилий. Ясное понимание ценности своего труда способно ободрить, когда опускаются руки. Призывы типа «делай потому, что ты обязан это делать» зачастую срабатывают плохо. Потому-то хорошие руководители стараются не просто указать подчинённым на их обязанности, подкупить, заставить или запугать, но помогают увидеть их работу как вклад в большое общее дело. Это срабатывает.
Здесь можно провести аналогию. В христианской жизни есть сферы, где нам приходится потрудиться. В частности, это наше собственное освящене, то есть обретение благочестивого характера. Мы призваны со страхом и трепетом совершать своё спасение (Фил. 2:12), упражнять себя в благочестии (1 Тим. 4:7), по примеру апостола Павла усмирять и порабощать своё тело (1 Кор. 9:27). Таких призывов множество, и они рисуют картину сознательных и продолжительных усилий с нашей стороны. (Всё это, конечно, не подразумевает, что освящение не является, прежде всего, делом Бога в нас.)
Что мотивирует нас прикладывать усилия: отвращение к греху? страх наказания? боязнь потерять награду? любовь к призывающему нас Богу? Да. Это играет значимую роль в нашей борьбе за святость. Однако нам порой нелегко, и никакая помощь здесь не будет излишней. Поэтому возможность увидеть ещё один мотив, ещё одну цель нашего освящения достаточно ценна. Нам стоит обратить внимание на то, что освящение связано с реалиями, выходящими за рамки личной земной жизни. Оно необходимо для особой роли, которую играет Церковь в мироздании. При обсуждении освящения Церковь обычно представляют лишь как одно из «вспомогательных средств». Церковное богослужение, общение и послушание действительно служат значительным подспорьем. Однако на этом фоне меньшее внимание уделяется соучастию христианина во вселенской миссии Церкви.
Хорошим основанием для обсуждения данной темы служит послание Ефесянам. Оно предназначено для того, чтобы помочь христианам понять своё место в мире полном языческих культов и враждебных духовных сил. Для Ефеса это была болезненная тема. Город, в котором стоял храм Артемиды – одно из чудес света. Туда стремились тысячи паломников, там устраивали непрестанные религиозные шествия и церемонии, там проходили пышные празднества, продолжавшееся до полутора месяцев в году. Всё было пропитано культом. Например, в Деяниях мы читаем, как местные жители по случаю мятежа против Павла со стороны мастеров, даже не разобравшись в чём дело, заполнили стадион и готовы были два часа кричать: «Велика Артемида Ефесская» (Дн. 19:28-24). Ефес также был и одним из главных магических центров древнего мира, так что амулеты, продававшиеся далеко за пределами этого города, именовались «ефескими буквами», а в самом городе человек без защитного амулета зачастую не решался выйти на улицу. Не случайно в этом городе обратившимися в христианство были сожжены чародейские книги на 50000 драхм (Дн. 19:19). Можно упомянуть и обилие духов, и их заклинателей (Дн. 19:11-17). Наконец, как и любой другой город древнего мира, Ефес был заполнен множеством разных религий, а вся общественная жизнь была неразрывно переплетена с языческими культами и храмами.
Мы легко можем себе представить христианскую общину, скромную на фоне всего этого великолепия, маргинальную на фоне языческой общественной жизни, смущенную засильем враждебных сил. Что им можно сказать в утешенье и назидание? Что можно сказать и нам, зачастую оказывающимся где-то та обочине этого мира?
В ответ апостол Павел рисует потрясающую картину общего Божьего замысла для всей вселенной – соединить всё, небесное и земное, во Христе (1:10). Он также настоятельно подчёркивает Божью силу, которой Бог действовал во Христе, «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его» (Еф. 1:20-22). Язычество уже в некотором смысле поражено, и оно точно обречено.
При этом Церковь не ожидает победы, спокойно сидя где-то в сторонке. Она во Христе (концепция, около 30 раз упомянутая в послании). Она представлена как сообщество избранных и усыновлённых (1:3-4), как особый Божий «удел» (ἐκληρώθημεν; 1:11), как тело Христа и «полнота Наполняющего всё во всём» (1:22-23), как те, кто посажены со Христом и во Христе «в небесных сферах» (ἐν τοῖς ἐπουρανίοις; 2:6, ср. также 1:21), как новый строящийся храм (2:21). Церковь и объект особой Божьей заботы,, и похвала Ему и Его благодати (1:7, 12, 14; 2:7; 3:21). Она в центре. Всё вокруг неё. Если нас интересуют Божьи дела и Божьи планы, нам нужно смотреть на Церковь.
Поэтому не удивительно, что «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (3:10). В этом контексте Павел описывает соединение в Церкви иудеев и язычников во Христе «в одного нового человека» (2:15, ср. 3:6), что перекликается с соединением в Нём всего «небесного и земного». В некотором смысле, Церковь является проявлением и моделью будущей вселенной. Она открывает, что на самом деле задумал Бог. Подобный ангельский интерес к ней подчёркивается и другими авторами Писания. Пётр говорит: «…нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть [παρακύψαι – «вникнуть»] Ангелы» (1 Пет. 1:12). Они знают, на что смотреть лучше, чем некоторые христиане, оказавшиеся внутри ключевого явления в мироздании.
Именно надлежащий взгляд на Церковь помогает понять расстановку акцентов при описании освящения в гл. 4-6 послания Ефесянам. Павел начинает с того, что христиане должны поступать (букв.: περιπατῆσαι – «ходить») «достойно призвания», которым они призваны (4:1). Таким образом, жизнь освящения предписана не сама по себе, но в контексте призвания Церкви как объекта Божьей заботы, как свидетельства о Боге и Его замысле и как средства Его прославления. Стоит также отметить, что связь призвания и ответственности хорошо сочетается с идеей благодати, так как благодеяние в этике времён Павла рассматривалось как накладывающее моральную обязанность служения благодетелю и прославления его. Так что весьма естественна связь: «благодатью вы спасены» и «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (букв.: ἵνα ἐν αὐτοῖς περιπατήσωμεν – «чтобы мы в них ходили») (2:8, 10). Святое хождение (слово περιπατέω, «ходить» повторяется ещё в 4:17; 5:2, 8, 15) является исполнением заранее установленного Богом плана и служит Его целям.
Особенно бросается в глаза та значимость, которая придаётся различным явлениям, связанным с единством общины. Запланированное соединение всего во Христе сегодня проявляется не только в таинственном соединении в одном теле иудеев и язычников, но и в повседневной христианской жизни освящения. Во-первых, уже в самом начале практической части послания внимание сосредоточено на церковном единстве и средствах, ведущих к сохранению данного Духом единства: на отношениях, способствующих единству (4:2-3), на Боге, как основании единства (4:4-6), на благодати, дарованной Богом для взаимного служения (4:7-10, 16), на людях, данных Богом для подготовки к такому служению (4:11-12а), и на действии в свою меру каждого члена тела Христова (4:12б-16), доколе «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (4:13). Освящение – это не что-то лишь приватное, между мной и Богом. Это жизнь всей Церкви и ответственность за всю Церковь. Оно являет через наши совместные усилия, что Божий план – не утопия, но реальность. Важно видеть, что, не смотря на все беды, Церковь продолжает жить и раскрывать Божью мудрость ангелам и людям.
Во-вторых, и за пределами прямого труда в Церкви борьба нового человека во Христе также подразумевает ценность единения. Павел постоянно говорит не только об уклонении от греха, но и о противоположных созидающих действиях. Не ложь, но истина (4:25; ср. ἀληθεύοντες – «говоря истину» в 4:15); не воровство, но уделение нуждающемуся (4:28); не гнилые слова, но назидающие (4:29); не безнравственная жизнь, но и обличение, чтобы поместить во свет Христа (5:11-15). Опять-таки, противостояние греху не самоцель, и не одинокие личные усилия. Это часть совместной жизни с другими людьми, часть преображения не только себя, но и окружающего мира в соответствии с Божьим замыслом. Здесь может оказаться полезно смотреть на свою жизнь как на то место, где созидается будущая вселенная.
В-третьих, семейные отношения описаны и как следующие (в норме) модели взаимоотношений Христа и Церкви, и как являющие эту модель (5:22-33). Два человека, борющихся со своим эгоизмом, учащихся любить и повиноваться, не просто решают свои личные проблемы, не просто нащупывают способ комфортного сосуществование. Они своей жизнью рассказывают себе и другим тайну будущего мира. Не случайно и на них смотрят ангелы (ср. также 1 Кор. 11:10).
Иногда груз ответственности за другого кажется слишком тяжелым. Иногда хочется «поосвящаться» как-то самому, в одиночку, забившись в угол. Это обычно не получается просто потому, что не соответствует замыслу для освящения. Оно не предусмотрено в отрыве от супруга, от родителей и детей (6:1-3), от начальников и подчинённых (6:5-9). Оно подразумевает Церковь вокруг тебя, с которой ты связан многими связями. Оно предполагает служение людям благодатью, истинным и назидающим словом, поддержкой и любовью. Оно протекает и не без духовной борьбы (6:10-20), когда естественные христианские убеждения и действия вдруг оказываются столкновением с «духами злобы». Всё это естественно, так как наша жизнь – часть грандиозного Божьего дела для всей вселенной и инструмент этого дела.
Размышление об освящении в контексте общего Божьего замысла для Церкви и мира помогает, во-первых, сбалансировать нашу мотивацию. Если освящение предназначено лишь для меня лично, велико искушение решить, что «и так сойдёт». Если оно для Бога и для других, пренебрежение «оправдать» гораздо сложнее. Во-вторых, такой подход помогает осмыслить собственное положение в этом мире. Сила язычества могла вызывать растерянность у христиан в Ефесе, она же (в своих секулярных и постмодернистских одеяниях) может смущать и нас сегодня. Но правильно понятое освящение даёт возможность напомнить себе, другим христианам, окружающим людям и духовным сущностям, что Божий план осуществляется, он реален. Пусть люди и ангелы знают!

Комментариев нет:

Отправить комментарий