вторник, 23 февраля 2016 г.

Что нам делать с «добрым делом»?


(Размышления о применении текстов на примере Фил. 1:6)

В Библии есть яркие и ёмкие высказывания, которые обычно называют «золотыми стихами». Их заучивают наизусть и часто цитируют. В целом, помнить тексты Писания неплохо. Однако с использованием таких стихов можут быть связаны некоторые проблемы из-за того, что мы часто забываем их первоначальный контекст. Во-первых, есть риск применения данных слов к ситуациям, где их подразумевавшееся автором значение плохо подходит. Типичный пример: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). В контексте Павел явно говорит о способности жить и в скудости, и в изобилии, подразумевая под «всё» именно это. Однако этот стих нередко звучит то как аргумент в пользу особых способностей христиан, то как претензия на неизменный успех, то как ожидание чудес. Однако Павел, явно, подразумевал иное. Во-вторых, есть риск, что мы не вспомним о «золотом стихе» тогда, когда он действительно уместен. Так Фил. 4:13 неплохо подходит именно к ситуациям, когда приходится не торжествовать, а продолжать терпеть удручающую скудость. Этот текст, скорее, утешение чувствующим свою уязвимость, чем поощрение ищущим своей значимости.
Смысл всякого высказывания определяется не только входящими в него словами. Он связан с той ролью, которую слова играют в своём контексте. Поэтому мы всегда должны задавать тексту два вопроса: «что сказано?» и «зачем это сказано?» Мы не вполне понимаем текст, если не знаем, какой реакции на конкретную ситуацию добивался автор от читателей. Иногда говорят, что «у текста одно значение, но тысячи применений». Если понимать под этим применение к тысячам сходных проблем, то это разумно. Но если при применении текста ожидается иная реакция, чем подразумеваемая автором, то стоит проявить осторожность. Неуместное использование даёт лишь иллюзию библейского авторитета.
Заучивая «золотые стихи» стоит запоминать их авторское применение. Нужно быть готовым ответить на вопрос: чего добивался автор с помощью своих слов от тех, к кому они были первоначально обращены. Применяя текст, важно опираться не только на сами слова, но видеть ситуацию, где требуется аналогичная реакция на аналогичную проблему. Изначальный контекст должен контролировать сферу применения.
В этой связи можно обсудить известнейший текст: «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6). Здесь и контекст, и значимость текста в контексте не очень легко вспомнить. Взятые сами по себе, данные слова звучат как ободрение христианам, как безусловное указание на то, что Божье дело в них не прекратиться. Этот стих часто вспоминают в связи со спорами о «потере спасения», заявляя, что раз Бог оправдал (начал «доброе дело»), то в любом случае Он и сохранит спасённых до конца («будет совершать» или «завершит» дело спасения). Вопрос в том, действительно ли для ободрения предназначались эти слова апостола?
Что касается контекста, данный стих является частью благодарственной молитвы апостола Павла, типичной для большинства его посланий. «Благодарю Бога моего» (ст. 1:3а) – начинает апостол. Затем он подчеркивает значимое место, занимаемое молитвами за Филиппийцев в его служении: «при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою» (ст. 3б-4). После этого указывается причина благодарения: «за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне» (ст. 5). Наконец, мы встречаем интересующий нас текст: «будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (ст. 6). Эти слова не являются независимым утверждением, но подчинены общей теме молитвы: «благодарю… будучи уверен». Павел, фактически, указывает здесь ещё одну причину для благодарности Богу. Далее он поясняет, на чём основана его отношение: «как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати» (ст. 7). После этого апостол заверяет читателей: «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (ст. 8) и молится о возрастании их собственной любви (ст. 9) и о том, чтобы они «были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (ст. 10-11).
Помимо того, что взаимосвязь ст. 6 с контекстом выражена грамматически (с помощью зависимого оборота «будучи уверен…»), он ещё и занимает особое положение в тематической структуре текста. Эту структуру, содержащую элементы хиазма, упрощенно можно изобразить так:
А  Любовь Павла к Филиппийцам (выраженная в постоянных молитвах) (1:3-4)
Б  Соучастие Филиппийцев в благовествовании (1:5)
В  Действие Бога в Филиппийцах до дня Христова (1:6)
Б' Соучастие Филиппийцев в благодати (1:7)
А' Любовь Павла к Филиппийцам (1:8)
А2 Возрастание Филиппийцев в любви (1:9)
В2 Действие Христа в Филиппийцах ко дню Христову (1:10-11)
Хиазм (конструкцию типа АБВБ’А’, в которой края посвящены одной теме, а средина – другой) можно образно представить как схождение вглубь, к осознанию сути рассматриваемой идеи, и затем возвращение обратно, обогащённое этим осознанием. Павел начинает с собственной молитвенной посвященности Филиппийцам. Затем делает шаг глубже: его отношения с ними не односторонние, он и Филиппийцы соединены вместе благовествованием. Ещё один шаг: всё это не просто дело Павла и Филиппийцев, Бог действовал и будет действовать в них. И шаг назад: и сотрудничество, и эмоциональная связь преподносятся теперь Павлом как соучастие в благодати. И ещё один шаг: глубокая любовь Павла к Филиппийцем – это «любовь Иисуса Христа». В свете этого естественна и последующее молитвенное ходатайство, где возрастание Филиппицев в любви тесно переплетено с плодом праведности, приносимом в них через Христа.
Логика благодарственной молитвы Павла проста. Плод праведности, который он уже видит в жизни Филиппийцев, и который проявился в их явном и последовательном участии в благовествовании «от первого дня даже доныне», осмысливается Павлом не как заслуга его читателей, но как Божье дело. Фактически, всё, что было у них «от первого дня» и «доныне», и что будет «даже до дня Иисуса Христа», происходит только благодаря Богу. Поэтому именно Он достоин хвалы. Помимо всего прочего, это повод христианам скромно мыслить о себе и своих заслугах, понимая, что они не наши, но Божьи.
Конечно, такое описание не стоит воспринимать как снятие всякой ответственности с верующих за их поведение или служение. Скорее, здесь мы сталкиваемся с известным парадоксом духовной жизни: одновременного существует и человеческая ответственности за свои поступки, и суверенное Божье действие. Примечательно, что одно из самых ярких выражений этого встречается в том же самом послании: «…со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (2:12-13). Связь этих текстов не является случайной, так как начальная молитва произносится Павлом в предчувствии того, о чём он собирается далее говорить со своими читателями. (Это справедливо и для других тем данной молитвы: радость, соучастие, достойная жизнь и особенно правильные взаимоотношения – всё это является ключевыми темами послания Филиппийцам.) Так что одновременное благодарение за участие в благовествовании и за «доброе дело» Бога в Филиппийцах можно воспринимать и как косвенное указание на ответственность читателей.
Теперь можно попытаться точнее описать, что это за «доброе дело», которое Бог начал и «будет совершать» (или, возможно, «завершит») до дня Иисуса Христа. Чаще всего предлагается два толкования. (На самом деле, здесь много споров, так что некоторых моментов мы коснемся лишь вскользь.)
(1) Доброе дело – это Божье побуждение к участию в благовествовании. Иногда данное участие понимают просто как материальную поддержку служения. Этому способствует использование типичного для финансовой сферы слова «участие», а также то, что само послание написано Павлом как благодарность Филиппийцам за их помощь (4:14-19). Впрочем, можно понять участие в евангелии и шире, как возвещение благой вести разными способами, в том числе и через достойную жизнь и даже страдания (1:27-30). Учитывая отсутствие в 1:3-7 явной ссылки именно на материальную помощь, широкое понимание кажется более уместным. Тогда из ст. 6 следует, что Сам Бог являет евангелие через верующих. В целом, данный подход хорош тем, что в ст. 6 предполагается та же тема, что и в предшествующем и последующем стихах. Тем не менее, у него есть некоторые недостатки. Во-первых, мы, пожалуй, ожидали бы наличия артикля у фразы «доброе дело», если бы речь шла о чём-то уже упомянутом (тогда это можно было бы перевести «это доброе дело»); также естественнее было бы сказать о добром деле через верующих, чем в них или среди них. Во-вторых, последующая молитва Павла, тоже связанная с днём Христовым (ст. 9-11), посвящена принесению «плода праведности, который через Иисуса Христа». Помимо распространения евангелия от Филиппийцев явно ожидается и изменение личного характера, превращение их в «чистых и непорочных».
(2) Доброе дело – это работа Божьей благодати по освящению верующих. Такой подход как раз позволяет включить в «доброе дело» любовь, непорочность, производство «плода праведности» и прочее; объясняет неопределённый характер фразы в ст. 6 (которая просто расшифровывается впоследствии); сочетается с тем, что действие происходит именно «в» христианах; соответствует дальнейшему развитию мысли в послании (особенно см. 2:12-13); хорошо гармонирует с ожиданием кульминации в день Христов. Недостаток данного подхода – это отсутствие прямых ссылок на освящение в ст. 5 и 7. Тем не менее, «участие в благовествовании» (можно перевести и просто «в евангелии») в ст. 5 не обязательно должно быть ограничено только возвещением благой вести, но может включать в себя и применение этой вести к самим читателям. Соучастие в благодати в ст. 7 может относится не только к благодати как источнику служения, но и ко всеобъемлющему благому присутствию Бога в жизни верующих. Также стоит отметить, что даже сторонники подхода «доброе дело = материальная поддержка благовествования» обычно не до конца последовательны и зачастую говорят о производимой Богом жертвенности (это вопрос характера) или т.п., так как общий контекст явно склоняет к более широкому пониманию. Так что второй подход предпочтительнее.
Тот факт, что совершение «доброго дела» (раз уж мы понимаем его как освящение) обещано христианам непосредственно перед ходатайственной молитвой Павла, подводит нас к ещё одному парадоксу духовной жизни. Просимое возрастание любви, чистота и непорочность, исполненность плодом праведности – всё это, как раз то, что и так уже обещано. (Также можно сказать, что это ещё и то, что Бог Сам явно хотел бы видеть в жизни христиан.) Реализация Божьего плана оказывается не автоматическим явлением, но ответом на просьбы его детей. План должен исполниться, но это не снимает ответственности с христианина и за себя, и за других с соучастников в благодати Божьей. «Доброе дело» Бога не подменяет собой человеческую активность, но таинственно стоит за ней, подразумевая, что всякое наше действительно доброе дело – это Божье дело от начала и до конца.
Итак, теперь мы можем сформулировать несколько наблюдений, относящихся к значению и использованию Павлом фразы «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». (1) Данные слова связаны с реакцией апостола на последовательное проявление евангелия в жизни верующих. (2) Это проявление всецело истолковывается как действие Божьей благодати. (3) Реакцией Павла на всё это является благодарение Богу. (4) Также у апостола появляется твёрдая надежда, что Божье действие продолжится и будет доведено до конца, и побуждение соучаствовать, в том числе и молитвенно, в этом продолжении.
Таким образом, основная сфера применения рассматриваемого текста – наша реакция на евангельское преображение жизни вокруг нас. Это наилучший момент воздать славу именно Начавшему Своё доброе дело, выразить твёрдую надежду на продолжение этого дела, ходатайствовать и способствовать такому продолжению.
С другой стороны, попытки применить данный текст, как это нередко случается, в ситуациях, где не видно явного проявления евангелия, по принципу: «Он же, вроде, обратился ко Христу, так что Христос доведёт его спасение до конца», – оказываются просто обманной ссылкой на библейский авторитет. Контекст контролирует сферу применения. И это сфера не ободрения людей, находящихся в неопределённом состоянии, но восхваления Бога за то, что Он уже сделал с освящаемыми, и желания ещё большего действия. Без освящения не стоит искать уверенности в спасении.

1 комментарий:

kalaaadland комментирует...

Slots and casino - Dr.MD
The Casino 경상남도 출장마사지 Player Experience at Dr.Mcd is an incredible experience for the 김제 출장안마 slots and casino players 나주 출장샵 in the Las Vegas 광주 출장안마 area. The slots have been around for over 서울특별 출장샵 two

Отправить комментарий