суббота, 27 августа 2011 г.

По мотивам 1 Пет. 3:1-6 или Как оказывать влияние

Ранее я чуть-чуть написал об отношении мужа к жене согласно 1 Пет. 3:7. Но нужно «для симметрии» сказать немного и об отношении жены к мужу.
Жёнам в тексте дано не столь краткое наставление (3:1-6). Для этого есть, по крайней мере, две причины. Во-первых, их положение было гораздо более трудным – женщина в первом веке была слабо социально защищена и могла сильно страдать от произвола мужа. Более того, для всей семьи было позором, если жена не почитала богов своего мужа (это же считалось и причиной многих бед), что, несомненно, привносило много боли в жизнь жены-христианки. Во-вторых, возможно, столь сложное положение женщины позволяет Петру выразить некоторые принципы христианской жизни, понимание которых важно не только для жён в семье, но и вообще для всякого христианина, оказавшегося во враждебном окружении. (Универсальность некоторых аспектов данного текста отмечали многие комментаторы, начиная с Амвросия Медиоланского.) Так что, хотя мужчины любят ссылаться на слова Петра, лишь обращаясь к своим (и чужим) жёнам, думаю, здесь есть о чём подумать всем.
Важно отметить, что наставление жёнам является непосредственным продолжением наставлений относительно жизни среди враждебных язычников (связь подчёркивается в 3:1 словом «также» и использованием причастия «подчиняясь», которое переведено на русский просто глаголом «подчиняйтесь»). Кратко суть наставления выражена в 2:11-12. Затем в 2:13-17 Пётр написал о подчинении христиан всяким человеческим структурам (буквально – «человеческому творению», в Синодальном переводе [СП] – «начальству»). Далее, в 2:18-25 речь идёт о подчинении рабов господам, даже «неправедным» (в СП – «суровым»). Впрочем, последнее плавно переходит в обращение ко всем верующим. Таким образом, жёны призваны не к чему-то экзотическому, просто Пётр объясняет для них (и, отчасти, на их примере), что такое «добрая жизнь среди язычников».
Для жён это проявляется, прежде всего, в подчинении мужьям. Здесь важно отметить несколько особенностей. Во-первых, это подчинение не зависит от качеств мужа. Даже если муж «не покоряется слову», то есть является либо неверующим, либо формально верующим, но не живущим в соответствии со своей верой, это не повод для проявления непокорности.
Первое возражение, которое тут-же приходит в голову – как быть, если подобный муж требует от христианки чего-то противного Божьим заповедям. Пётр не обсуждает это здесь непосредственно (да и значительная часть проблем в семейной жизни связана вовсе не с религиозными конфликтами, конечно, если не использовать, как бывает, религию в качестве повода не делать то, что не хочется). Однако, во-первых, предшествующее обращение к рабам уже может дать нам некий ключ: «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (2:20 СП). Мало на свете рабов, которые бы были биты за точное исполнение слов хозяина. Однако здесь раб, призванный подчиняться, всё же бит за делание добра. Таким образом, можно предположить, что делание добра приоритетно по отношению к подчинению, и раб делает добро и в ответ на требование даже дурного господина (что не так уж и просто, «нормальная» человеческая реакция ответить злом), и продолжает делать добро даже там, где этого добра не просили. Во-вторых, поведение жён описано как «чистое» (3:2), что несовместимо с дурными поступками. Таким образом, невероятно, чтобы Пётр призывал идти против Бога, подчиняясь мужу (ср. Деян. 5:29), но обычные требования любого мужа он всё же призывает исполнять.
Второе возражение – что делать, если муж не зол, но, например, просто глуп. (Подобный вопрос несколько раз я слышал от молодых незамужних девушек – любопытный пессимизм в отношении брака.) Следуя за глупым мужем, вроде бы, ничего хорошего не достигнешь, так что хочется взять власть в свои руки. Думаю, в тексте есть два ответа на данное переживание. Во-первых, Пётр говорит о цели подчинения – речь идёт не о том, чтобы максимально удобно обустроить свою жизнь, но о том, чтобы «приобрести» мужа для Бога. Любопытно, что такое приобретение происходит «без слова» (раз уж он «не покоряется слову»), так что христианская мудрость состоит не только в том, чтобы уметь говорить евангельские слова, но и в том, чтобы уметь правильно помолчать. Во-вторых, Пётр отмечает, что поведение должно быть «богобоязненным» (буквально – «в страхе», но с учётом контекста [особенно 2:17] СП содержит хорошее истолкование этого страха, как «страха Божьего»). Таким образом, поведение жены – это не просто вопрос её отношений с мужем, но и вопрос её хождения перед Богом, подчинения Ему и доверия Ему. Это знание о том, что «любящим Бога, призванным по [Его] изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8:28). На самом деле, без такого «вертикального» послушания все разговоры о «горизонтальном» подчинении бессмысленны.
Итак, боясь Бога (в библейском смысле), соблюдая чистоту и подчиняясь мужу, жена-христианка может оказывать влияние на непокорного мужа, приобретая его. Не обладая силой, значимостью, свободой, будучи в глазах многих существом «второго сорта», она может добиться удивительных результатов всего лишь своим образом жизни. Здесь есть нечто очень важное для всех нас, независимо от пола, возраста и семейного положения. Мы очень часто чувствуем себя слабыми, но при этом вокруг есть люди, на которых нам хотелось бы оказать доброе влияние. Так что же? Как нам вести себя так, чтобы оказать это влияние. Христиане часто говорят про благовестие жизнью, про «пятое евангелие» и т.п., но, кажется, здесь есть одна тонкость, которую хорошо понимал Пётр, но зачастую отказываемся видеть мы.
В 3:3-4 Пётр вдруг начинает обсуждать украшения, на первый взгляд, немного неожиданно. Данный текст часто цитируют сам по себе, говоря о проблеме «христианской» женской одежды, но, похоже, в большинстве случаев игнорируют авторскую расстановку акцентов. На самом деле, главное здесь – противопоставление внешнего и внутреннего. Сохраняя оригинальный порядок слов, который служит для эмфазы, можно перевести примерно так: «...поведение ваше, [для] которых пусть будет не внешнее – плетение волос, ношение золота или надевание одежд  – украшением, но скрытый сердца человек...» Итак, внутренняя красота важнее внешней.
В контексте «покорения» мужа данный вопрос, возможно, связан со способами воздействия. Две тысячи лет назад у женщины (конечно, если она не из знатного рода) зачастую не было ни собственных средств, ни полезных связей, ни какой либо самостоятельности. Внешность были почти единственным основанием для радости, и, иногда, способом управлять мужчинами. Обычно нам нравятся быстрые и необременительные методы. Если нужно добиться от человека определённой реакции, первое, что подсознательно хочется найти – это средства как-то им манипулировать. Таким средством может быть, конечно, не только внешность, но и деньги или привилегии, причинение боли или удовольствия, даже определённым образом использованная немощь. Существуют тысячи внешних средств воздействия. Они приносят результаты. Вот только эти результаты бывают неглубокими, недолговечными неуместными. Когда мы слышим об образе жизни, как способе оказать влияние, мы, зачастую, воспринимаем это в контексте повседневного опыта манипуляций. Очень легко превратить свою жизнь в спектакль. Говорить «христианским» голосом, иметь «христианское» выражение лица, придерживаться «христианских» тем разговора, носить «христианскую» одежду, работать на «христианской» работе, оказывать «христианскую» помощь. И, вдруг, не видеть никаких плодов всего этого.
Пётр предлагает начать изнутри, с «человека сердца», с состояния своего духа, с вопроса о том, что «драгоценно перед Богом». (Здесь, кстати, вспоминаются часто цитируемые слова Серафима Соровского, хотя, возможно, сказанные несколько по иному поводу: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».) Важно понять, что речь идёт не о таком состоянии, которое достигается просто человеческими усилиями, но о том, что невозможно без действия в нас Святого Духа – обратите внимание на слово «нетленный», явно показывающее выход за границы возможностей тлеющего мира. С другой стороны, сами рассуждения апостола подразумевают, что и с нас не снимается ответственность. Важно лишь помнить, что ответственность эта подразумевает не игры пред людьми, но выстраивание отношений с Богом.
Как пример правильного внутреннего состояния, Пётр упоминает в 3:5-6 «святых жён» и их «надежду на Бога», имея в виду праведниц Ветхого Завета, явно называя только одну из них, Сарру. (Вообще, Пётр ожидает от своих читателей неплохого знания Ветхого Завета, часто ограничиваясь только намёками и не приводя пространных цитат или перечислений; ср., например, 1:10-11.) Примечательно, что в Бытие есть только одно место, где Сарра называет Авраама господином – Быт. 18:12. Контекст данного текста настолько уместен здесь, что, скорее всего, Пётр ожидал от своих читателей знакомства с ним. Аврааму явился Господь в виде трех ангелов и сообщил, что скоро у них с Саррой родится сын (они оба уже вышли из возраста деторождения). Сарра, услышав это, «внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар». Что примечательно, Сарра не работала на публику и не обращалась непосредственно к Аврааму. (Мы не знаем, как она его обычно называла наедине, но супруги друг для друга любят использовать ласковые слова.) Она думала об Аврааме как о господине, это её внутреннее отношение. Ещё более примечателен данный факт в свете того, что в этот момент Авраам сидит и вполне серьёзно обсуждает то, что Сарре кажется смешным. Но при этом в её мыслях звучит не что-то типа «старый дурак», но «господин».
Примечательно, но печально, что нередко мужья требуют от своих жён именно внешних знаков почтения на основании и данного текста. Но здесь приведено не руководство для мужей, в смысле, чего требовать. Здесь даже не руководство для жён, в смысле лишь внешних знаков. Здесь идёт речь о внутреннем состоянии, которое прорывается наружу. В случае Сарры это проявилось почтением в очень специфических обстоятельствах. Внутреннее в нас выскакивает, как шило из мешка. Оно проявляется в мыслях, в жестах, интонации, выражении глаз, в чем-то ещё. Внутренний человек не видим, но ощутим и, в конце концов, может оказаться более влиятельным, чем внешний.
Впрочем, апостол не обещает, что всё будет легко даже при должном внутреннем стотоянии и внешнем подчинении, что все сразу во всём покаются и жизнь станет радостной и безмятежной. На протяжении всего послания он обещает и борьбу, и страдания, возможно, до смерти. Язычники, зачастую, начинают понимать смысл добрых дел не мгновенно, а лишь «в день посещения» (2:12). Поэтому может быть непросто, и, поощряя своих читательниц к стойкости, Пётр говорит: «Вы стали детьми её [Сарры], делая добро и не смущаясь ни от какого страха».
Конечно, в 3:1-6 дано наставление жёнам. Но размышляя о значимости и применении данного текста, каждый может узнать нечто значимое для себя. Будучи призваны оказывать влияние на враждебный Христу мир, мы будем терпеть поражение без серьёзного отношения к своей внутренней жизни. (Здесь, конечно, не стоит попадать в ловушку «или/или», и не стоит противопоставлять внутренний и внешний труд.) Мы также должны признать, что замысел для нашей жизни заключается не в движении к наиболее комфортному состоянию, но к деланию добра в страхе Божьем вопреки недостоинству, непокорности, озлоблению окружающих, чтобы явить им Христа. Перед лицом этого так явно чувствуется собственная слабость, так что, Господи, помоги!

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

спасибо, интересно
только как же трребовать от жены ее внутреннее состояние?


Павел Тогобицкий
комментирует...

А нужно что-то требовать? Любопытно, но хотя здесь и в других местах говориться о подчинении жены, это никогда не связывается со способностями мужа заставить её это сделать. (Также как призыв к мужу любить жену не связывается со способностями жены заставить себя любить.) Впрочем, в отношении внутреннего состояния, похоже, можно и нужно помогать. Но это совсем другой процесс.

Анонимный комментирует...

не могли бы вы об этом "другом процессе" написать (возможно отдельный пост)? Как помогать, и что делать?


Павел Тогобицкий
комментирует...

Думаю, что основания для христианского поведения в семье (и жены, и мужа) не отличаются от оснований для остальных сфер христианской жизни. Ничего не получится без признания авторитета Писания, познания, смирения, тесных отношений с Богом, борьбы с грехом и т.д. Более того, невозможно решить одну проблему, не занимаясь всеми остальными, так что трудности семейной жизни - отражение (просто, у некоторых более яркое) общих трудностей духовного роста. Поэтому не думаю, что нужны специальные методы для семьи (хотя, конечно, очень важно понимание библейских принципов в этой сфере). Как и везде, необходимы любовь, общение и молитва друг за друга (прямая помощь), а также церковное и неформальное назидание, общение со здравыми христианами (возможности для опосредованной помощи) и т.п., наконец, полезен и личный пример. Мы не в состоянии заставить другого возрастать во Христе, но Бог создал именно Церковь, а не просто толпу верующих, а также даровал семью, так что возрастание - это совместный путь.

Анонимный комментирует...

хорошо и практично..

возможно больше говориться к женам, т.к. и тогда, как и сейчас их было больше в церкви..

а идея, чтобы жены называли мужей "господином", да еще в мыслях - очень сильная..

Отправить комментарий