суббота, 20 августа 2011 г.

Как остаться без рубашки?

В Писании встречаются не только тексты, которые ободряют и утешают, но и такие, которые заставляют нервничать. Например: «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 6:29) – здесь становится страшновато и из-за личной незащищённости, и из-за угрозы распространения зла. Но от Божьих слова нельзя просто отмахнуться, так что важно понять их как можно точнее.
Призыв «подставить другую щёку» столь яркий, столь противоречащий повседневному опыту, что для нецерковных людей именно он стал символом инаковости христианства, а зачастую и поводом для критики. Сами же христиане далеки от единодушия – кто-то готов до конца «не противиться злу насилием», кто-то считает, что можно и нужно бороться. Однако, как мне кажется, спор о приемлемости противления/непротивления здесь изначально обречён если не на неудачу, то на некую неопределённость, так как постановка вопроса не точно соответствует данному в Писании ответу. Иисус не обсуждает здесь проблему противостояния злу, Он говорит о проблеме отношений со «злодеями».
Приведённые слова являются частью проповеди Иисуса, посвященной основанным на любви отношениям – «Любите врагов ваших» (6:27), «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (6:31), «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд (6:36). Таким образом, они оказываются не самостоятельной заповедью, а некой иллюстрацией к общему призыву любить врагов, наряду с наряду с благословением, благотворением, молитвой, даянием.
Как воспринимаются процитированные слова без учёта контекста? Тебя бьют – не сопротивляйся. Если же считать, что под ударом по щеке подразумевается пощёчина, которая была выражением публичного унижения и отвержения (например, использовалась при отлучении от синагоги; ср. 6:22), то безропотно принимай оскорбления. У тебя отбирают одежду (и вообще причиняют какой-то ущерб) – не начинай неожиданно сопротивляться, пусть уж обирают до конца. (Сторонники того, что данный текст является самостоятельной заповедью, всё же часто отмечают, что речь идёт о выборе человека по отношению к насилию направленному на него лично, а не, например, о системе общественных отношений.)
Что могут означать процитированные слова с учётом контекста? Думаю, подразумевается не отдельное событие с оскорблениями, причинением различного ущерба и т.п., но возможность серии из нескольких случаев. Как человек реагирует на причинение ему боли? – «Я не допущу, чтобы это повторилось!» Способы бывают очень разные – от физического устранения источника боли до физического устранения самого себя. В любом случае, хочется удержать подальше причинившего боль, то есть врага. Однако любовь противоположна желанию быть подальше. В самой природе любви заключено стремление к её объекту. Так что «любите врагов» выливается в следующее: продолжайте поступать, исходя из любви, даже если тем самым вы рискуете подставить себя под удар.
Итак, похоже, текст говорит не столько о смирении в момент нападения, сколько о выборе – пойти ли туда, где я нужен, но где по отношению ко мне уже проявляли зло и, может быть, проявят ещё раз. Мы видим яркие примеры в жизни проповедников евангелия на протяжении всей истории христианства. Но, пусть не так ярко, тот же самый выбор совершается в жизни многих христиан среди родственников, соседей, коллег, когда верующие день за днём лишаются своих «рубашек», но продолжают в себе являть им Христа.
Прочитанные в контексте любви, слова о «другой щеке» и «рубашке», возможно, вызовут меньше споров о проблеме противления/непротивления злу, но они ставят перед нами в чём-то ещё более непростую задачу. Многие терпели неудачи на этом пути (включая и меня). Но, в конце концов, вся проповедь Иисуса порождает чувство: «Господи, я так не могу», и становится понятно, кто мы сами по себе, без Него. Стоит нервничать, читая Писание, но стоит и верить, что со Христом возможно принести любовь туда, где «отбирают рубашки».

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Павел Борисович, спасибо, очень понравилось, и как раз вовремя, мне скоро говорить об этом месте, а я всегда думал о нем вне контекста...

Отправить комментарий