Данная заметка отчасти является ответом (не последним) на вопросы, задаваемые в связи с предыдущим обсуждением предания.
Один из основных лозунгов протестантской Реформации – Sola Scriptura (лат.: «Только Писание»), то есть Библия рассматривается протестантизмом как единственный и достаточный авторитет во всех вопросах духовной жизни. В отношении данного принципа (как и в отношении любого принципа или закона) следует задать вопрос о границах его применимости. Эта необходимость становится очевидной при анализе жизни и учения древней Церкви. Прежде всего, Церковь возникла до появления Нового Завета, и к тому же Церковь постепенно (в течение примерно трёх веков) определяла, какие из множества существующих книг считать каноническими. Очевидно, в таких условиях принцип Sola Scriptura напрямую не мог действовать. Более того, если мы рассмотрим, например, арианский спор IV века, то обнаружим, что сторонники ортодоксальных взглядов, во-первых, далеко не протестантскими методами толковали Писание (в частности, любили ссылаться на Прит. 8 в контексте спора о Сыне), во-вторых, пользовались не только Писанием (например, Афанасий Великий в качестве аргумента ссылался на церковную практику поклонения Христу). Тем не менее, протестанты признают все тринитарные и христологические догматы, сформулированные в древности.
Итак, как с точки зрения современного протестантского отношения к Библии можно объяснить жизнь и развитие древней Церкви?
Прежде всего, необходимо задаться вопросом об универсальном (то есть независящим от времени) основании церковной жизни. Думаю, в качестве предварительной формулировки можно предложить принцип «Только Слово Божье» (Solum Dei Verbum). Обращение человека к вере происходило благодаря тому, что он слышал проповедь Слова Божьего, и его последующая церковная жизнь регулировалась Словом Божьим. Это слово приходило в христианскую жизнь благодаря уже имевшимся Писаниям (напр., 1 Тим. 3:16-17), благодаря проповеди наученных Богом апостолов (напр., Деян. 6:2) и тех, кто научились от них (напр. Евр. 2:3), и благодаря деятельности Божьих пророков (напр. 1 Кор. 14:3). Независимо от формы – письменно или устно – Слово передавалось Церкви, хранилось ею и определяло её жизнь (напр., 2 Фес. 2:15). (Более того, онтологически Церковь живёт только Христом, который есть воплощённое Слово Божье.)
Размышляя о передаче Слова, мы сталкиваемся с важной концепцией «предания» (παράδοσις, «нечто переданное»; глагол παραδίδωμι, «передавать») – см. 1 Кор. 11:2; 2 Фес. 2:15; 3:6; 1 Тим. 6:20. Несмотря на мнение отдельных протестантов, что предание всегда подразумевает человеческие выдумки (как в Мк. 7:8), предание является вполне библейской концепцией, и важной составляющей жизни апостольской церкви. Вопрос в источнике того или иного предания. Поэтому наше первоначальное определение основания церковной жизни можно расширить: это Слово Божье воспринимаемое в форме апостольско-пророческого предания. Первоначально апостолы просто лично учат и обустраивают Церковь (напр., Деян. 2:42), но с ростом Церкви всеобщее личное наставление со стороны апостолов становилось всё более сложной задачей, так что в качестве замены апостольского присутствия начинает создаваться Новый Завет. (Даже те книги, что написаны не лично апостолами, всё же выходят из апостольской среды.) Итак, древней Церкви сосуществуют разные формы апостольского предания: учение, практика, Писание.
Благодаря передачи от верующего к верующему Церковь может жить, когда ещё не сформирован библейский канон, она может распознавать канонические книги по соответствию своему «правилу веры», она может видеть чуждость арианской ереси своему опыту, хотя ещё только ищет способы правильно выразить и отстоять свою позицию. Иногда предпринимаемые протестантами попытки проигнорировать роль устного аспекта апостольского предания приводят к сложностям при рассмотрении данных этих явлений.
До сего момента все рассуждения могли показаться обоснованием скорее православно-католической, а не протестантской догматики. (Хотя, конечно, в православном богословии Предание – гораздо более сложная концепция, которую не нужно путать с преданиями.) Пора сделать шаг, который проводит значительное разграничение. А именно, признать завершённость апостольско-пророческого предания. (В православном богословии тоже можно говорить о завершённости, но в ином смысле; см. ниже.)
В Еф. 2:19-21 имеется яркий образ Церкви как строящегося храма: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе». Примечательно, что Апостол Павел называет здесь Апостолов и пророков «основанием». (Кстати, апостолы и пророки описаны как тесно связанная группа: τῶν ἀποστόλων καὶ προφητῶν – один артикль на два субстантива.) В свете наших рассуждений о важности апостольско-пророческого предания такая роль неудивительна. Они являются основанием не как просто люди, но как носители формирующего Церковь откровения. Кстати, возможно, в этом же смысле стоит толковать Мф. 16:18 – Пётр, как апостол и тот, кому Отец открыл истину, является камнем, на котором строится Церковь. (Этот текст вызывает многочисленные споры; неплохой обзор полемики приведен, например, у Б. Барнетта (B. Burnette) [на английском языке].)
Второй примечательный аспект Церкви как храма связан с качественным различием между Апостолами и пророками («основание») и другими христианами («камни»). И, наконец, обычная практика строительства зданий предполагает, что фундамент закладывается в самом начале, а уж затем ещё долгое время происходит укладывание камней.
Апостолы и пророки передали Божье Слово. Их труд завершён, их предание сформировано, и появилось два «результата» этого предания – организованные церкви и Писание. Мы можем только осмысливать и использовать то, что нам досталось. Всякое обоснованное добавление к основанию церковной жизни возможно было бы только Словом Божьим, и если кто-либо сегодня был бы способен передавать такое Слово, то потерялось бы различие между апостолами и пророками и другими христианами. (Конечно, что в неопятидесятнических движениях полно «апостолов» и «пророков», но здесь идёт речь о традиционном протестантизме.)
Из такого понимания апостольского предания естественным образом следует протестантское согласие с последующим осмыслением имеющегося наследия (в частности, с оросами первых Вселенских соборов) или протестантское принятие традиционного библейского канона. (Хотя в истории протестантизма бывало всякое.) Отсюда же проистекает и протестантское несогласие со всем тем, что является выходом за пределы первоначального основания. Примером может послужить иконопочетание – икона была неизвестна древней Церкви, она сформировалась значительно позже (более-менее к V веку), а затем стала новым и к тому же обязательным критерием ортодоксальности (см. решения 8-го Вселенского собора; стоит также отметить, что протестанты признают халкидонскую христологию, но не считают необходимым выражать её с помощью икон.). Верующим людям вообще свойственно прикладывать свои творческие силы к религиозной сфере (что, само по себе, не плохо). Проблемы возникают, когда результатам этой деятельности приписывают авторитет, сравнимый с авторитетностью Божьего Слова.
В свете всего вышесказанного можно теперь вернуться к обсуждению принципа Sola Scriptura и постараться понять, куда при этом «исчезает» церковный аспект предания. Выше уже отмечалось, что Писание, по сути, заменяло собой личное присутствие Апостолов. Будучи материально зафиксированным, оно могло легко и без искажений распространяться и передаваться. Устно передаваемое предание в большей мере допускало трансформацию. Поэтому, по мере удаления от апостольских времён, значимость Писания возрастает (что, отчасти выразилось в необходимости чёткой фиксации канона). К тому же значительные трудности с адекватной передачей предания возникают при радикальном изменении среды, в которой оно распространяется. Если первые три века и общественное устройство, и особенности церковной жизни не претерпевали принципиальных изменений, то христианизация Римской империи в IV веке (и зачастую формальный приход в церковь огромного числа язычников), падение Западной Римской империи в V веке, изменение общественных отношений (вступление в эпоху средневековья) – всё это оказывает влияние на церковное предание. Происходит значительное усложнение церковной жизни. Не удивительно, что именно в это время также возрастает интерес и к методологии толкования Писания (появляются герменевтические труды Тихония Африканского и Августина Блаженного, развиваются экзегетические методы в рамках Антиохийской школы и т.п.) – без должной аккуратности возрастает вероятность ошибочных заключений.
Впрочем, протестантский шаг к Sola Scriptura делается не тогда, а при ещё одной трансформации общества, связанной с эпохой Возрождения. По сути, это осознание того, что подлинное основание церковной жизни, Божье Слово, в изменяющемся мире (к тому же полном человеческих грехов) предстаёт современным людям достоверно и неизменно лишь только в виде текста Священного Писания.
Исторические церкви настаивают, что, благодаря присутствию Христа и Духа Святого, в сфере церковных преданий происходит неизменное сохранение изначально преданной Церкви истины (ср. Иуд. 3). Мы уже отмечали, что, например, в случае иконопочетания у протестантов возникают определённые сомнения в подобной неизменности. Примечательно и следующее наблюдение А. Шмемана: «Всякая перемена ситуации, то есть сама история, вызывала и вызывает у православных рефлексию предельно негативную, состоящую, в сущности, в отрицании перемены, в сведении ее ко "злу", искушению, демоническому натиску. Но это совсем не верность вере или, скажем, догматам, неизменным во всех изменениях. Догматами, "содержанием" веры православный мир перестал жить и интересоваться давно... Исторически центральной и определяющей в Православии всегда была категория не православия по существу, то есть Истины, а именно "православного мира", неизменного потому, что он православный, православного потому, что он неизменный. Поскольку же мир этот неизбежно и даже радикально менялся, то первым симптомом кризиса нужно признать глубокую шизофрению, постепенно вошедшую в православную психику: жизнь в нереальном, несуществующем мире, утвердившемся как реальный и существующий». (Стоит отметить, что А. Шмеман всё же являлся православным священником, критически, хотя и не воинственно, относившимся к протестантизму.)
Итак, мы видим, что Solum Dei Verbum древней Церкви, завершённость и уникальность апостольского служения, трансформации общественного и церковного устройства и важность правильного использования человеческого творчества довольно естественно приводят к богословской необходимости Sola Scriptura в настоящее время, несмотря на некоторую новизну (с исторической точки зрения) такого подхода. При этом наследие прошлого проявляется в том, что у протестантов имеется готовый канон Священного Писания, а также в том, что всякое серьёзное изложение систематического богословия неизменно будет включать в себя богословие историческое, помогающее понять истоки, основания и изначальный смысл формулировок общехристианских догматов (Хотя, конечно, обоснование догматов в современных учебниках не всегда будет таким, как у Отцов, но будет строится на историко-грамматическом анализе Писания.)
Итак, мы видим, что в протестантском богословии, как ни странно, есть место преданию, но преданию исключительно апостольскому по происхождению. Однако нет места преданию, проистекающему из иных, поздних источников. Конечно, у других конфессий есть некоторые аргументы в пользу значимости поздних преданий, либо существенно расширенно представление о содержимом апостольского предания. Однако наше обсуждение в основном было посвящено не полемике, а просто внутренней логике протестантского богословия (хотя, конечно, не все протестанты именно так представляют себе эту логику).
19 комментариев:
Захватывающе, а говорил писать не умеешь... если бы так писали все богословы....
Отличные размышления! Полностью согласен. Только, насколько я помню латынь, правильнее написать Solum Dei Verbum (т.е. согласовать прил. с сущ.).
Павел Тогобицкий комментирует...
Спасибо. Не нужно было мне пижонить, латынь не разумея :(, а лишь на интернет полагаясь.
добрый день ... вы могли бы посоветовать труды или статьи авторов, которые бы отражали официальный взгляд РПЦ,
на такой раздел богословия как " Собственно богословие"
заранее спасибо. Денис
Павел Тогобицкий комментирует...
Добрый день. В отношении РПЦ вообще трудно говорить об "официальном взгляде", так как существует довольно широкий спектр мнений и нет критерия официальности. В связи с "собственно богословием" (имеется в виду учение о Боге как таковом?), с одной стороны, могу предложить классический учебник XIX в., все еще пользующийся значительным влиянием - Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Том 1. С другой, предлагаю работу с несколько иной расстановкой акцентов, написанную в XX в. среди сторонников "неопатристического синтеза", также пользующуюся влиянием в немного иных кругах - Владимир Лосский. Очерк мистического богословия Восточной церкви. И так как православное богословие - это, прежде всего богословие святоотеческое, стоит обратить внимание, в частности, на следующую работу - Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. [Все три книги легко найти в сети. У Лосского и Мейендорфа есть и другие примечательные работы.] На самом деле литературы - просто невероятное количество. Если интересен какой-то узко-специфичный вопрос, постараюсь указать ещё что-то.
спасибо... все скачал. начинаю читать. Но на вскидку- из трех приведенных вами работ, над работой Лосского чую придется по корпеть :)
Павел Тогобицкий комментирует...
Да, Лосский - не самый простой автор. Любопытно, что его очень любят, например, лютеране. Среди православных отношение не очень однородное - я встречал и тех, кто в восторге, и тех кто относились к нему с пренебрежением. Мягкая критика отдельных аспектов есть у Гаврющина. Протестантская критика некоторых взглядов Лосского (сотериологических) есть у Зайцева.
мне понравилась ваша статья, я ее опубликовал на сайте Пастор Онлайн. www.pastoronline.org.ua
Денис, я бы вычеркнул из списка, предложенного Павлом, Догматическое богословие Макария, так как оно испытало на себе влияние протестантской и католической мысли. Макария очень сильно критикуют, в особенности прот. Георгий Флоровский в книге "Пути русского богословия". Лосский, как правило, полностью принимается православным миром. Мейндорф - тоже хороший источник. Из самых простых, пожалуй, Догматическое богословие прот. Михаила Помазанского. Очень-очень хороший материал "Введение в современное православное богословие" Христиана Фельми. Он, еще написал ее, еще будучи лютеранином и получил даже какую-то награду за нее. В процессе написания Фельми сам обратился в православие. Ну, а чтобы был целостный взгляд на православие, советую монументальный труд Илариона (Алфеева) "Православние", но его в интернете не скачаешь. Можно посмотреть на неплохой его материал "Таинство веры", где вкратце и без примесей изложена основная православная догматика.
Сергей
Павел Тогобицкий комментирует...
Добрый день, Сергей. По поводу влияния - полностью с вами согласен. Однако я специально указал данную книгу, потому что она (как пример одной из крайностей) позволяет увидеть спектр взглядов, существующих в современной Русской Православной церкви (я, например, встречал ныне здравствующих поклонников Макария). Понятно, что это не Византийское православие, и заметны попытки преодоления "западного пленения" (пользуясь языком Флоровского), но они еще не завершились.
Да, Павел, согласен с Вами. Читатели Макария еще живы и здравствуют. По-моему, он до сих пор в некоторых семинариях РПЦ основным учебником. Однако, тенденции преодоления пленения набирают силу, так как появляются попытки создать новые материалы. Будут писать новый катехизис вместо Филаретовского. В общем, как говорил Флоровский: "Назад к отцам".
Очень здраво!!! Все точно и локонично изложено. Спасибо за замечательную статью
Павел,
хотелось бы дополнить
Вы в ответе Денису, почему-то забыли порекомендовать ТИПВ преп. Иоанна Дамаскина. Это уникальный труд, т.к. представляет собой опыт систематического изложения святоотеческой веры (в первую очередь, христологии), написанный святым отцом. Без обращения к данному труду, напр., немыслимо серьезное изучение/изложение православной христологии.
Павел Тогобицкий комментирует...
Спасибо за комментарий. Действительно, упущение с моей стороны.
http://nickola2.livejournal.com/20295.html
Павел Тогобицкий комментирует...
Ответил отдельным сообщением, а то получилось слишком много для комментария.
Относительно Православного предания. Поскольку как верно было замечено, мир постоянно изменяется, то постоянно кто-то что-то сочиняет и в предание входят разные вещи, часто чуждые духу Церкви. Тем не менее Церковь, как столп и утверждение истины всегда находила и находит в себе силы отбрасывать плевелы и держаться здравого учения. Это происходило постоянно на протяжении всех 20-ти веков.
Дмитрий
Просмотрел статью, придется вечером читать. Sola Scriptura никогда и не было "Только Писание и больше вообще ничего", а пожалуй в основном Писание и в все в его свете. Наш опыт, и все остальное несравнимы даже с Писанием. Выпячивать опыт и от него отталкиваться - плохо. Очень. Но это не только православные и католики делают. Баптисты тоже...
Павел Тогобицкий комментирует...
Согласен. "Вообще ничего" практически невозможно. (Впрочем, были те, кто пытались, вот только обычно не успевали во время затормозить.) Поэтому я старался говорить о Писании как о единственном авторитете. Да и сам лозунг возник в полемике об авторитете Католической иерархии. А так, много разного я видел у баптистов... Но, по крайней мере, они провозглашают единственность авторитета Писания как свой принцип, и некоторые стараются это воплощать (на Западе например, примечательно движение "библейских церквей").
Отправить комментарий